Как зимуют кустарники и деревья. Как зимуют травы, кустарники и деревья

Как надо удобрять многолетние цветы и декоративные кустарники осенью?

Отвечает опытный садовод-любитель Елена Михайлова :

— В то время как однолетние огородные растения мы щедро подкармливаем до уборки урожая, с многолетними культурами надо быть гораздо аккуратнее. Лучше уж вообще ничем не кормить, чем «перебрать» с удобрениями. Особенно опасны азотные подкормки: они стимулируют дальнейший рост и замедляют вызревание тканей, а у деревьев и кустарников — одревеснение молодых побегов. Неуспевшие подготовиться к зиме растения могут вымерзнуть. Напротив, фосфорные и калийные удобрения улучшают развитие корневой системы, способствуют лучшему вызреванию и увеличению зимостойкости почек и древесины, повышают устойчивость растений к неблагоприятным факторам.

Вредны:

Комплексные минеральные смеси со значительным содержанием азота (например, нитроаммофоска, азофоска и т. п., а также готовые смеси с маркировкой «газонное» или «весеннее»).

Любые хорошо растворимые и быстро действующие органические удобрения (настой травы, птичьего помёта, навозная жижа). Лучшее время для их применения — май—июнь, а в августе—сентябре для многолетних растений они категорически противопоказаны.

Полезны:

Калийные и фосфорные удобрения, микроэлементные добавки (в количествах, указанных производителем на упаковке). Удачный выбор — монофосфат калия: это удобрение содержит и фосфор, и калий, хорошо растворяется и быстро усваивается растениями в отличие, скажем, от суперфосфата, который относится к долгодействующим. Можно использовать и готовые удобрительные смеси, но лишь специальные, для осеннего внесения (с содержанием азота не более 5-10%).

Хорошо перепревшая органика (торф, перегной, компост) в качестве добавки в почву между кустами либо органической мульчи.

Мульча из растительных отходов (скошенная трава, солома, опавшая листва, дроблёная кора или щепа). Она разлагается медленно и не нарушает баланс питания. Кроме того, рыхлые материалы, расположенные на поверхности почвы, заметно сглаживают резкие колебания температуры и влажности в зоне корней и зимующих почек, что помогает растениям легче переносить непредсказуемые капризы осенней и зимней погоды. Но не переусердствуйте с толщиной слоя: 2-4 см вполне достаточно! Слипшийся воздухонепроницаемый «компресс», в который превращается толстый слой сырой органики во влажную осень, легко может стать источником проблем.

Древесная зола (по 100-200 г на квадратный метр). Это источник не только калия и фосфора, но и кальция, магния и многих других микроэлементов.

Прищипывать или нет?

Многие декоративные деревья и кустарники из-за сырой и холодной погоды в начале лета затянули рост. По идее, это чревато обмерзанием. Чтобы этого избежать, советуют в августе—сентябре прищипывать неуспевшие одревеснеть кончики веточек. Стоит ли это делать и если да, то у каких культур, когда и как именно?

Отвечает кандидат биологических наук Ирина Окунева :

— В общем случае, если говорить о всех декоративных деревьях и кустарниках, от прищипывания побегов я бы воздержалась. Да, теоретически этот приём может способствовать окончанию роста и скорейшему одревеснению побегов. Но в то же время он применяется для ослабления приростов и для усиления ветвления. Какой результат будет достигнут, зависит от срока прищипки, состояния побега, породы и даже сорта дерева или кустарника, а также от погодных условий в ближайшие месяц-два. Ошибка в расчётах может обернуться появлением новых побегов, которые уж точно не успеют вызреть. Кроме того, некоторым растениям, например сирени, верхние почки необходимы для полноценного цветения. И далеко не все приросты нужно ослаблять.

Кроме того, даже синоптикам неизвестно наверняка — вдруг погода будет такой благоприятной, что позволит всем побегам благополучно вызреть и отлично перезимовать? Или наоборот — морозы наступят так рано и будут настолько суровыми, что замёрзнут даже крупные ветви? Реальные результаты зимовки возможно будет оценить лишь весной. Тогда же, во время плановой обрезки, вы и срежете то, что действительно подмёрзло. Осенью невызревшие части имеет смысл удалить лишь с тех растений, которые будут зимовать с укрытием (например, розы), чтобы они не загнили.

Но что же вы можете сделать сейчас, если видите, что любимый куст или деревце ещё и не думает готовиться к зиме? Попробуйте наклонить или согнуть дугой растущие побеги и подвязать их в таком положении — это поможет остановить их рост. Полезно будет также подкормить растения сульфатом калия (не хлористым) или, как вариант, внести под них древесную золу.

Как зимуют декоративные кустарники?

Обладают хорошей зимостойкостью. Проблемы маловероятны: спиреи, сирень, чубушник, гортензии древовидная и метельчатая, пузыреплодник, боярышник, барбарисы Тунберга и обыкновенный (сорта), дёрен белый (сорта).

Среднеустойчивы. Часто подмерзают однолетние побеги и цветковые почки: айва японская, бузина, декоративные вишни и сливы, древовидные пионы, рододендроны, скумпия, форзиция.

Слабозимостойки, требуют обязательного укрытия в средней полосе России и севернее: большинство сортовых садовых роз, гортензии крупнолистная, дуболистная, пильчатая и т. п., буддлея, дейция (сорта).

К зиме готовятся все представители живой природы по-своему. Жизненные формы растений имеют отличия зимовки. Однолетние травянистые растения с наступлением холодов отмирают и оставляют семена, из которых произрастут новые побеги. В свою очередь многолетние травы прячут под землей луковицы, клубни или корни, а наземная часть отмирает. Некоторые виды остаются зелеными на поверхности земли, и зимой снежный покров их скрывает до наступления весны. У них могут развиваться стебли, и расти листья, сильные морозы им не страшны.

На зиму широколиственные деревья и кустарники сбрасывают листья и погружаются в состояние покоя, которое длится до середины, а иногда и до конца зимы. Те деревья, которые имеют толстую кору, хорошо переносят зиму. Почки древесных растений имеют защитные чешуйки и находятся на высоком уровне от земли, что позволяет им переносить даже низкие температуры. Опасность представляется лишь для молодых ветвей. В зимний период времени почки деревьев находятся в состоянии физиологического покоя. Они пробуждаются с наступлением тепла. Ученые объясняют стойкость различных видов флоры тем, что в зависимости от температурного режима у них происходят внутриклеточные изменения.

Зимовка хвойных деревьев

Стоит отметить, что сосновые деревья ведут себя не так, как широколиственные виды. Они переносят любые, даже самые суровые зимы, со снегом и повышенной влажностью. Снежный покров укрывает корни деревьев и лесную подстилку. Негативное влияние для хвои оказывает не мороз, а отсутствие влаги. В холодное время года ствол и корни сосновых деревьев «спят», но им требуется влага, которая накапливается в хвоинках. Они покрыты специальной защитной пленкой, что предотвращает лишнее испарение воды. Это позволяет им менять листья постепенно в течение длительного времени. Также устьица запечатываются специальным веществом, поэтому хвоя не погибает даже при самых низких температурах. В зимнее время вода из корней плохо поступает к веткам и другим частям, и если на ветвях нет иголочек, то они могут сломаться.

Что касается иных видов растений, то некоторые из них могут зимовать с зелеными листьями. Это , вереск, зимолюбка, грушакнка и линнея северная. В результате не снег самый негативный фактор зимой, а морозы и недостаточная влага, но все растения имеют возможность нормально переносить холодное время года без проблем.

Каждый год цветоводы-любители волнуются, как переживут зиму многолетние цветы и кустарники. В последние годы именно кустарники набирают популярность, потому что без особых хлопот могут украсить сад и цветами, и пышной зеленью. Какие меры нужно предпринять, чтобы зимовка прошла благополучно?

НАЧНЕМ С ПОКУПКИ

Выбор посадочного материала играет огромную роль в зимостойкости вашего растения. Импортные саженцы часто плохо зимуют, так как изнежены теплым климатом Европы. Даже зимостойкие виды и сорта имеют более низкую зимостойкость по сравнению с теми же растениями, выращенными в местных питомниках.

К таким кустарникам относятся форзиции, дейции, вейгелы, рододендроны. Первые 2-3 года желательно их укрывать. Укрытие заключается в мульчировании приствольного круга (так как страдают корни) и утеплении надземной части с помощью спанбонда, мешковины или других материалов. Гибкие ветви можно пригнуть к земле и прижать досками.

Если у вас есть такие кустарники, позаботьтесь о них хотя бы сейчас, если не укрыли раньше. Сильных морозов еще не было, вы успеете сберечь свои растения.

С годами зимостойкость импортных саженцев повышается, но порой они погибают уже в первую зиму. Очень удобно покупать растения в садовых центрах (там такие красивые коробочки!), но если саженцы из Европы, не поленитесь съездить в ближайший питомник!

ВИДЫ ИЛИ СОРТА?

Как правило, видовые растения зимуют лучше, чем сортовые, а тем более гибридные. Очень крупные цветы - это не норма для растения, они нарушают биологическое равновесие и снижают его иммунитет. Поэтому в некоторых случаях стоит отказаться от сортов.

Бытует мнение, что видовые растения не такие красивые, как сортовые. Далеко не всегда! Например, видовые рододендроны очень красиво и пышно цветут. Порой их не отличить от сортовых.

Кроме того, есть особое изящество, когда цветы у кустарника не такие крупные. А главное, эти растения будут цвести каждый год, а сортовые могут подмерзать.

В качестве примера - вейгела. Самые зимостойкие виды - вейгела цветущая и вейгела ранняя. У них розовые обильные цветы.


Вейгела гибридная, которая часто бывает в садовых центрах, имеет яркие, малиново-красные или бордовые цветы. Листья и побеги тоже с красноватым оттенком. Выглядят такие растения очень декоративно. Но в первые годы после посадки они подмерзают, да и позднее, в суровые зимы, могут пострадать.

КУСТАРНИКИ ИЗ СЕМЯН

Зачем выращивать кустарники из семян, если их можно посадить сразу кустиком? Дело в том, что сеянцы более зимостойки. Выращенные сразу в ваших условиях, они привыкают к этому микроклимату с младенчества.

Прекрасный пример - буддлея. Саженцы буддлеи часто погибают после первой зимы, а сеянцы живут голами и превращаются в пышно цветущий куст! На зиму его обрезают "на пень" и укрывают. Это совсем несложно, так как пенек в 15-20 см достаточно укрыть лапником и спанбондом.

ЛОПАТУ В РУКИ!

Как только выпадет первый снег, нужно использовать его для утепления нежных культур. Лопатой сгребаем снег с дорожек и набрасываем его на укрытые розы, клематисы и в приствольный круг слабозимостойких кустарников. Каждый сантиметр снега снижает мороз примерно на 1 градус. Таким образом, при толщине снега в 10 см и морозе -20С, у корней температура будет всего -10С, а такие условия многие растения терпят.

Итак, за лопату, друзья! Снег - наш главный помощник!

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

Разделы: Начальная школа

Цель : познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

Задачи :

  1. расширить знания учеников о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
  2. развивать умение группировать, наблюдать, делать выводы, работать с учебником и рабочей тетрадью;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Оборудование : учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Постановка проблемы.

На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.

Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Дети отвечают: Растение

Учитель . Почему так решили?

Дети . Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.

На доске появляются карточки с этими словами.

Учитель . Что ещё скажете об этих предметах?

Дети . Это живая природа.

Учитель . Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.

На доске открываются картинки.

Учитель . Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?

Дети . Можно разделить на группы.

Учитель . Какие, и как их определить?

Дети . Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.

Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.

Игра на внимание.

Деревья - хлопаем, кустарники - топаем, травы – прыгаем.

Учитель . Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?

Дети . Да.

3. Работа по теме урока.

Учитель . Где мы наблюдали за растениями?

Дети . На экскурсии в зимнем лесу.

Учитель . Что скажите о деревьях?

Дети . Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.

Учитель . А как выглядят кустарники?

Дети . Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.

Учитель . Что ещё мы наблюдали?

Дети . Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.

Учитель . Какое это было растение?

Дети . Это была кислица или заячья капуста. (Картинка на доске ).

Учитель . Все ли травы умирают на зиму?

Дети . Нет.

Учитель . Почему?

Дети . Их укрыл снег и им тепло под ним

Учитель . Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?

Ответы детей: Тепло. Не знаю.

Учитель . Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.

4. Работа с книгой (с. 42-43)

Учитель . Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?

Дети . Да.

Учитель . Что делает папа Маши и Миши?

Дети . Он стряхивает снег с плодовых деревьев.

Учитель . Зачем?

Дети . Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.

Учитель . Почему вы решили, что это плодовые деревья?

Дети . На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.

Учитель . Погибают ли лиственные деревья на зиму?

Ответы детей:

Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.

Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.

Учитель . Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?

Дети . На ветках почки.

Учитель . Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?

Дети . Внутри маленькие зелёные листики.

Учитель . Какой вывод сделаете?

Дети . Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

Учитель . Когда появилась эта почка?

Ответы детей:

Не знаю.

Учитель . Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.

5. Работа в тетрадях.

Учитель . В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.

6. Итог.

Чем полезным занимались?

Какие знания помогли нам в работе?

Что новое узнали?

Что особенно понравилось?