Архитектурные обмеры: Дом Лобановых-Ростовских. Дом Лобанова-Ростовского или дом со львами - Леология

Участок дома №12 по Адмиралтейскому проспекту пустовал весь XVIII век. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора . Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке. Эта было сделано по случаю женитьбы князя на одной из самых богатых невест России графине Клеопатре Ильиничне Безбородко. Свадьба состоялась в 1818 году. Строительство дома А. Я. Лобанова-Ростовского велось с поздней осени 1817 года до сентября 1819 года. Это здание стало первой работой Монферрана в Петербурге.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского имеет необычную треугольную форму в плане. Его главный фасад выходит на Адмиралтейский проспект, он украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям. Отсюда на верхний этаж ведёт парадная лестница, декорированная пилястрами коринфского ордера.

Парадные залы дома А. Я. Лобанова-Ростовского по традиции расположились на втором этаже. Монферран предлагал здесь устроить большие залы, в том числе домашний театр. Но Клеопатра Ильинична пожелала иметь в своём доме более скромные помещения.

Александр Яковлевич с супругой здесь не жили. Они использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

Дом Лобанова-Ростовского стал знаменит благодаря поэме А. С. Пушкина "Медный всадник":

Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые.

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений...

Князь, равно как и его жена, вёл чрезвычайно расточительный образ жизни. Из-за проигрыша в карты большого имения Клеопатры Ильиничны в Подольской губернии супруги развелись. В 1828 году Александр Яковлевич уехал в Париж, где арендовал у короля Карла X замок Фонтебло. Перед отъездом из Петербурга он решил продать свой дом на Адмиралтейском проспекте, содержание которого обходилось весьма дорого. Покупателя долго не находилось. Тогда князь решил провести лотерею, призом в которой стало это здание. Он выпустил миллион билетов по одному рублю, но император Николай I не позволил провести лотерею. Часть дома пришлось вновь сдать внаём Комиссии по построению Исаакиевского собора, а также Медицинскому департаменту Военного министерства.

Осенью 1827 года на основании утверждённого императором решения Государственного Совета была создана "посредническая комиссия для уплаты долгов полковницей княгиней Лобановой-Ростовской". Действовала эта комиссия более года. Ей были распроданы многочисленные княжеские имения, 13 000 крепостных крестьян. Летом 1828 года был продан дом на Адмиралтейском проспекте. Его оценили в 1 000 000 рублей.

Новым владельцем этого здания стало Военное министерство, для которого к концу 1829 года были переделаны помещения. Здесь разместились канцелярия Военного министерства, Военный совет, Генерал-аудиториат, Военно-походная канцелярия, Медицинский и Провиантский департаменты.

После 1917 года здание было переоборудовано под школу. Сначала работавшая здесь школа называлась 14-й фабрично-заводской десятилеткой Октябрьского района, а затем школой №397.

До недавнего времени в доме А. Я. Лобанова-Ростовского работали два банка и Проектный институт. В 2004 году началась реставрация его фасада и внутренних помещений. В 2013 году здесь открылся элитный отель.

Мясницкая, 43 – усадьба Панина – дом Лобанова-Ростовского – редкое явление в архитектуре. Во-первых, он не просто стоит в глубине двора, а находится ниже уровня улицы. Во-вторых, традиционный портик у него заменен аркой на коринфских колоннах.

  • В 1791 г. князь А.И. Лобанов-Ростовский купил дом у графа П.И. Панина и перестроил его по проекту Ф.И. Кампорези. Дом приобрел современный вид.
  • В 1820-х гг. усадьба принадлежала директору Московского архива Коллегии иностранных дел А.Ф. Малиновскому.
  • В 1825 г. в особняке открылась "Рисовальная школа", положившая начало знаменитому Строгановскому училищу .
  • В 1836 г. владельцами усадьбы стала семья механиков Бутеноп. В 1851 г. они придали курантам Спасской башни вид, дошедший до наших дней.
  • В 1874 г. в усадьбе разместилась фабрика Липгарта, производившая "земледельчиские машины, керосиновые двигатели", цемент, известь и алебастр. Товарищество "Эмиль Липгарт и К°" занимало также соседний дом .
  • Позже в доме Лобанова-Ростовского было реальное училище К.П. Воскресенского, одно из лучших в городе. Часть помещений занимала контора Липгарта.

Если заглянуть за решетку, то можно увидеть особняк во всем его великолепии.

Усадьба Панина

Мясницкая, 43

Дом Лобанова-Ростовского

Дом Кошелева – ул. Мясницкая, д. 43 С2

Мясницкая, 43 С2 – дом Кошелева, построенный в 1906 г. по проекту А.В. Кузнецова . В нём сразу разместились классы реального училища Воскресенского, находившиеся в доме Лобанова-Ростовского.

"Новое здание всё состояло из просторных светлых классов и больших рекреационных зал на каждом этаже. Стены этих последних были украшены хорошими репродукциями с лучших картин государственных галерей, и это незатейливое убранство выветривало из этих комнат всякий дух школьной казенщины".

Дом принадлежал лесопромышленнику И.И. Кошелеву, торговавшему лесом и дровами. Всего у него было 6 домовладений. Еще один дом Кошелева находился совсем рядом .

Сейчас в доме Кошелева находится офис Росгосстрах банка, принимающего вклады физических лиц и выдающего потребительские кредиты, ипотечные кредиты и автокредиты.

Адрес объекта:
г. Санкт-Петербург,
Адмиралтейский просп., 12, Исаакиевская пл., 2, Вознесенский просп., 1.

Сроки проведения обмерных работ на объекте:
январь 2004 г.

Работы, проводимые на объекте:
Фотограмметрическая съемка лицевых фасадов.
Обмеры фасадов фотограмметрическим способом.

Историческая справка:

Дом Лобанова-Ростовского (многим знаком, как Дом со львами) - является памятником архитектуры (федеральный), внесен в список объектов культурного наследия РФ за № 7810005000.

История "Дома со львами" тесно связана со строительством главного кафедрального Исаакиевского собора по проекту архитектора Монферрана в 1817 - 1858 гг. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора. Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке.

10 августа 1817 года Санкт-Петербургской управой у городского землемера Кашкина были заказаны 2 экземпляра плана «на Всемилостивейше пожалованное Его Императорским величеством отставному полковнику Князю Лобанову-Ростовскому место на Исаакиевской площади».

Строительные работы «рытье котлованов, битье свай и кладка фундаментов» начались в 1818 году . И уже в начале сентября1819 года в газетах Петербурга появились объявления о сдаче в аренду помещений «Дома со львами». Однако, окончательно строительство дома завершилось лишь к 1820 году, когда закончились все отделочные работы внутри массивного здания.

Александр Яковлевич с супругой в «Доме со львами» не жили, а использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

С точки зрения композиции дом Лобанова-Ростовского является памятником передовой строительной техники первой четверти XIX века. Монферран блестяще справился с планировочным решением здания. Здание в плане имеет треугольный вид. Два фасада, обращенные к Адмиралтейству и Исаакиевскому собору, получили торжественное оформление в стилистике высокого классицизма, в то время как «проезжий» фасад со стороны Вознесенского проспекта выглядит нейтрально.

Главный фасад украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям.

Львы, стоящие по сторонам подъезда, высечены из белого каррарского мрамора скульптором П. Трискорни. Прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции.

Фасады «Дома со львами» перекликаются с оформлением других зданий в центре Петербурга. Вместе они образуют колоссальную единую композиционную систему - от здания Генерального штаба до Исаакиевской площади.

Несмотря на доходы, приносимые арендаторами, спустя 9 лет после окончания строительства дома чета Лобановых-Ростовских оказалась в долгах. 1 июля 1824 году 1-й и 2-й этаж особняка были сданы Военному министерству в аренду.

В 1828 году А. Я. Лобанов-Ростовский решил разыграть здание в лотерею, но император Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку. В результате князь получил не только желанную сумму, но и пожизненную пенсию. В «Доме со львами» было окончательно решено на условиях аренды разместить Военное ведомство в силу постоянного роста потребностей последнего.

В 1829 году под нужды государственного учреждения была предпринята перестройка здания под руководством архитектора Э. Х. Анерта. Львиная часть изменений пришлась на интерьеры. При этом нетронутыми остались лишь главный подъезд (с Адмиралтейского проспекта) и парадная лестница.

С 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России.


После Октябрьской революции здание было взято под охрану государства.

В советскую эпоху дом сменил множество хозяев. После Октябрьской революции здесь размещались Военно-политическая академия имени Толмачева, затем – Аэромузей и общежитие Восточного института им. А. С. Енукидзе. В 1930-40-х годах в доме одновременно ютились жилые квартиры, общежития Восточного института и Госотделстроя, мастерские Электромеханического завода (радиомастерская, кузница, кладовые, конюшня, гараж, контора) и общеобразовательная школа №239.

Во время ВОВ здание не раз страдало от артобстрелов и налетов вражеской авиации, у знаменитых фигур беломраморных львов были отбиты хвосты.

После войны в «доме со львами» открылся Государственный проектный институт №1. Институт снова изменил планировку дома.

Реставрация «дома со львами» должна была начаться еще в 1949 году. Но из-за отсутствия денег дело затянулось на без малого двадцать лет. После 1960-х , когда дом Лобанова-Ростовского был включен постановлением СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. в Список памятников истории и культуры республиканского значения, реставрационные работы проводились здесь несколько раз.

В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».

В 2004 году началась реставрация фасада здания и внутренних помещений.

В 2013 году в «Доме со львами» открылся элитный отель.

Дом для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, был построен в 1817-1820 годы по проекту Огюста Рикара де Монферрана - французского архитектора, главным произведением которого в Санкт–Петербурге стал Исаакиевский собор .
Особняк был построен на ответственном в градообразующем отношении участке, он занимает большой треугольный в плане. Участок расположенный там, где Вознесенский проспект вливается в Адмиралтейскую площадь.

Два фасада, один из которых обращен на север, а другой на запад, к Исаакиевскому собору, Монферран оформил одинаково парадно. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики. Перед колоннадой, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта - на север, вход в дом стерегут изваяния львов. На подставке под брюхом одной из статуй высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810», напоминающая о том, что статуи львов исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году.

За образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Один из этих львов античный, другой работы Вакка (1600 г.). Трискорни не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.
Львы у дома Лобанова-Ростовского вошли в историю, благодаря А.С.Пушкину, который упоминает в своей поэме «Медный всадник» и сам особняк и его стражей.
«….На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…»
Пушкин дает точное описание дому, который тогда был действительно новым, а Петровой называли нынешнюю площадь Сенатскую.
В Пушкинские времена перед Адмиралтейством еще не было и от дома Лобанова-Ростовского прекрасно был виден памятник Петру I, который так же благодаря этой поэме, мы называем « ».
Фасад здания, обращенный в сторону Вознесенского проспекта, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем .
Парадные помещения размещались на втором этаже. Интерьеры особняка имели богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Дом блестящего вельможи Александровской поры вмещал несколько редкостных коллекций, в том числе и редкое библиотечное собрание.
После смерти супруги князь попытался продать и большой особняк, и бесценную библиотеку, но покупателя не нашлось. Император Николай I выкупил дом и библиотеку. За покупку редкого собрания книг он назначил князю пожизненную пенсию.
Во времена правления Николая I А.Я.Лобанов-Ростовский получил выговор, вышел в отставку, уехал в Париж, где долгое время жил.

Роскошный особняк в Санкт–Петербурге сдавался, а в 1827 году был передан Военному министерству.
Сегодня после перестройки дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса люкс, интерьеры и внутренние флигели здания разрушены, неизменным остался лишь его внешний облик.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 , Нестеров В.В. Львы стерегут город.,Искусство., СПб.,2001,Пыляев М.И.Старый Петербург.Паритет.,СПб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009

На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.

Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.

Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова . Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами – его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе . Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.

В конце1820-х годов (скорей всего, после 1828-го, см. исследования) здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, – предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.

В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого - еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.

В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Во дворе усадьбы были возведены новые производственные корпуса по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. В одном из строений разместилось реальное училище К. П. Воскресенского. В 1906 году для училища одним из известных мастеров московского модерна А. В. Кузнецовым был построен новый корпус (нынешнее строение 2).

После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» - была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.